О сайтостроении, музыке и путешествиях

Рецензия на альбом ДДТ «Иначе»

Я шабашу на кухне в дырявом трико,
Под тяжестью строк волоса облетают
Как же хочется верить в свое ремесло...


Предисловие

Когда-то давно, в начале девяностых в России продавались одни кассеты. И откуда-то далеко с запада долетали слухи и о новом цифровом носителе — компакт-дисках. Прошло пару лет и фирма грамзаписи «Мелодия» начала продавать прямо около моего дома первые компакт диски. Их абсолютно никто не покупал и все просто заходили в магазин попырится — накопить на диск было реально, но вот достать CD-проигрыватель было не просто. Мой отец все-таки сделал нереальное. И в тот же день купил весь ассортимент CD, представленный 5-6 дисками. Эти диски до сих пор бережно хранятся у нас дома. Вы представляете, что такое было услышать маленькому тогда еще дошкольного возраста ребенку? После тянущих запись, шипящий, жующих пленку, переписанных по сто раз кассет это был шок. И, вот, я услышал кристальные голоса. Среди прочих — Фрэдди и Юрий. В те времена вышел диск «Актриса весна». Я помню его наизусть даже если ночью разбудить. Сами подумайте — я слушал диски по кругу и не останавливаясь, и даже звать обедать и ужинать меня надо было хлопав по плечу — наушники орали на всю.

Теперь оставим эту преамбулу объясняющую внимательному читателю мой бекграунд и ориентир на качественный звук, творческую составляющую, артистическую важность подачи материала.

Иначе

Еще не сказаны такие слова о музыке, которые указывали бы, что и как делать нельзя. Но что-то эстетическое, что-то чувственное подсказывает мне изнутри, что «Иначе» мимо кассы, не вкусно, местами даже безвкусно и я не хочу, чтобы это было новой российской музыкой. Хоть и совсем эмоционально, но попробую раскрыть.

Музыка, концерты, альбомы, песни — все для развлечения. Нельзя толкать людям груз. Народ подсознательно не поведется.

Хотите думать — послушайте джаз — музыкальную свободу в чистом виде, кристаллы наслаждения и смака каждой ноты и каждой доли.

Хотите петь — пойте, что чувствуете — и вряд ли это будет про смерть, пах и мигалки. По природе человек настроен испытывать положительные эмоции. Посмотрите на Макса Кавалеру из Soulfly. Человек реально тащится от тяжелого жанра. Удовольствие получает. А здесь не слышно ни от группы удовольствия, ни от моего сердца, слушающего все это пепелище. Вот что чувствуете, а? Шевчук призывает задавать вопросы и отвечать. Ответьте, пожалуйста, себе, что чувствуете слушая «Иначе»?

Послушайте про удовольствие: «У тебя есть сын, у меня лишь ночь...». Там светлую улыбку микрофоном записали очень крупным планом, не смотря на то, что улыбка безмолвна. Чистый фикс момента музыкального счастья. Типа коды в карме полис: «...Phew, for a minute there, I lost myself, I lost myself...» :)

А в «Иначе»? Шевчук-актер — слабоват. Шевчук-образ — мужиковат. Шевчук—музыкант — бард. При чем здесь NIN и Pink Floyd? Это как резиновые сапоги сравнивать с катушкой от ниток.

Где этот контрабас, эти широкие и талантливые аранжировки? Где качественная прозрачная запись, мелкие и важные партии-детали, музыкальные фразы, которые не просто вкусно звучат, но еще и чего-то стоят? Почему этот чудо продюсер работавший с Бъёрк так залажал звук? Альбом писали 2 года, вымучили? Где ощущение праздника и главное резонанса? Я его не чувствую. Где эти берущие за душу соло гобоя и сакса? Где пейзажи? Это какое-то пепелище...

Как русскую музыку могут делать иностранные продюсеры? Зачем надо набираться смелости и просить Ино сделать для ДДТ звук? Русскую волну никто никогда не сделает кроме российских специалистов, людей отдавших профессии всего себя и живущих здесь. Такие люди есть, и их становится все больше.

Концертная программа перемалывает старую тему в сотый раз. И все это канет в лету так же как и канул «Мир номер ноль». Стену уже ничего не сломает.

Музыка это искусство услаждать ухо приятными звуками, и немаловажно, чтобы музыку сопровождала интересная аура и история. Такой историей не может стать искаженный логотип ДДТ на афише и заявления Юры-музыканта на марше несогласных. Потому что к музыке эта деятельность не имеет никакого отношения. Поешь — пой, играешь — играй. А мы послушаем и оценим мастерство услаждать и доставлять. Пока ничего сравнимого с «Актрисой весной»: ни по качеству стереозвукозаписи — я с младых ногтей тащился до экстаза от «Боже! Сколько лет я иду... но не сдалал и шаг! ...» (текст из песни «Родина», альбом «Актриса весна», 1992 год); ни по артистизму — ни лирике, ни рубилову я не могу поверить, все кажется картонным; ни по подаче — технологии, видеоряд, большие залы — это мимолетно.

Не слышно на записи «Иначе» воздуха. Все словно картонная вывеска поверх кирпичной стены в питерском колодце. И мелочно, по сравнению с «Новая вера рванет! Ложись!» (слова из песни «Храм», альбом «Актриса весна», 1992 год). Почему так?

Поверил? Во что?

Музыка — самое абстрактное и одновременно самое точно и однозначно воспринимаемое из искусств. Очень не спроста такое сочетание. Тут либо нравится, либо увольте. Не просто вкусовщина и модные мимолеты. Музыка — это художественные образы для передачи настроения. Фальш здесь уместна только как прием. Остальное должно доставлять лулзы. А если более грамотным языком — преумножать радость. Это есть смысл прослушивания. Альбом «Иначе» оставляет очень темное, хмурое и тяжелое вмечатление. Радости не заметил.

Надеюсь все-таки они послушают Браина и поумерят пыл своих барабанов и кинут на звякающую струну свой последний камень.

Дополнительные материалы